Сметное дело

Ремонтные работы

Цена и стоимость строительной продукции

Перед всеми товаропроизводителями, как коммерческими, так и некоммерческими, встаёт задача - назначение цены на свои товары или услуги. Цена выступает во множестве видов разных отраслей.

Смета.
Смета.

Например: цена килограмма сахара, булки хлеба, телевизора, автомобиля, квартплата за жильё, плата за обучение... Авиалинии, железные дороги, такси и автобусы взимают плату за проезд. «Ценой» руководящего работника является его жалованье. Ценой продавца может быть получаемая им комиссия. Цена рабочего - его заработная плата и т.д.
Как устанавливаются цены?
Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели -ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. В последние десятилетия на покупательском выборе сильнее начали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для клиентов.
Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах - цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль, например: автомобильная промышленность, железные дороги, нефтяные компании, строительство и подобные им фирмы, часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают дсшлп, :ио другим гюдраздалоииям. Маржиналистская трактовка. По их мнению, цена есть субъективная оценка покупателем полезности данного товара. Или другими словами, цена - это ценность, выражаемая в определенном количестве денег Для определения цены - оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.
«Компромиссный подход». Предложенный западным ученым А. Маршаллом. Суть его: цена определяется двумя факторами - полезностью и издержками производства. Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть, по крайней мере, ниже издержек производства. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне. Равновесная цена по А. Маршаллу - это та максимальная цена, которую потребитель признает исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар, исходя из издержек на его производство.
Существует количественная и качественная трактовка категории цены.
Согласно количественному подходу, цена определяется как соотношение определенной денежной массы к затратам труда на изготовление товара. С точки зрения качественного подхода - цена рассматривается как соизмеритель затрат, то есть путем издержек производства, но, с учетом оценки полезности товара.
В основе качественного определения цены лежат два основных закона: закон стоимости и закон убывающей предельной полезности товара.
Закон стоимости. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостями и ценами товаров. Труд признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности. Сущность закона стоимости заключается в том, что товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда. Этот закон действует через механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном колебании цены вокруг стоимости. По мнению К. Маркса, обмен товаров происходит в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство. Стоимость товара при покупке его на рынке выражается в цене, которая приравнивается к определенной сумме денег, служащих средствами обмена.

Ключевые слова:

  • В рубрике: Сметное дело