Порядок обязателен при определении стоимости объектов, строительство которых осуществляется из бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности. Впрочем, негосударственные предприятия также могут пользоваться положениями Правил № 197. Согласно пункту 5.1.

- Стройматериалы.
Раздела 2 этих Правил, заказчик передает подрядчику проект-но-сметную документацию для выполнения работ, подрядчик готовит предложение относительно договорной цены и согласовывает ее с заказчиком путем переговоров. Подготовка материалов для обоснования договорных цен — в компетенции подрядчика. В результате общего решения оформляется протокол согласования договорной цены на строительную продукцию, что является неотъемлемой частью договора подряда на капитальное строительство. Принятая подрядчиком и заказчиком договорная цена не может быть изменена одной стороной без согласования с другой.
При формировании договорной цены определяют такие данные:
— единица измерения, за которую она устанавливается;
— денежная единица, в которой определяется договорная цена;
— способ определения договорной цены;
— форма согласования договорной цены.
Единица измерения избирается на основании действующих строительных норм и правил с учетом сложившейся строительной практики.
При заключении договора необходимо учитывать специфику, предусмотренную Гражданским кодексом Украины (далее — ГКУ), раздел 29, статьи 353-357. Дата заключения договора — 21.03.2000 г. Согласно проекту, стоимость здания составляет 400000 грн.
После согласования договорной цены в порядке, предусмотренном Правилами № 197, стороны определили стоимость строительства: 400000 грн. К этой цифре нужно прибавить НДС в сумме (400000 х 20 / 100) = 80000 грн., и в общей сумме стоимость сооружения здания магазина будет составлять (400000 + 80000) = 480000 грн. Срок строительства, согласно договору, — один год, при этом срок окончания — март 2001 года. Договором также предусмотрено, что заказчик ежеквартально, как правило, в начале квартала осуществляет авансирование строительства в размере 25% его полной стоимости, т.е. в сумме (480000 / 4)=120000 грн., а окончательный расчет производит после сдачи объекта и оформления соответствующих документов. Во время строительства заказчик осуществлял подрядчику такие платежи: в начале апреля 2000 г. — 120000 грн., в том числе НДС — (120000 х 20 /120) = 20000 грн.; в начале июля 2000 г. -120000 грн., в том числе НДС — 20000 грн.; в начале октября 2000 г. — 120000 грн., в том числе НДС — 20000 грн. В налоговом учете НДС вышеупомянутые суммы НДС относились фирмой к налоговому кредиту по факту перечисления соответствующих авансов, поскольку в этом случае перечисления денег — более раннее событие, чем ввод сооружаемого здания, на основании налоговых накладных, выписанных подрядчиком после каждого случая получения денег.
