Сметное дело

Ремонтные работы

Казна Набережных Челнов увеличится

За счет бюджетный субвенций, а не благодаря дополнительным доходам, казна Набережных Челнов увеличится в 2013 году на 14%  и составит 5,3 млрд. рублей.

Набережные Челны.
Набережные Челны.

Сегодня в Набережных Челнах состоятся публичные слушания проекта бюджета автограда на будущий год. Часть депутатов горсовета не настроены поддерживать предложенную программу – в частности, из-за очередных планируемых кредитов на 350 млн. рублей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал оценки депутатов, оказавшихся «в теме», и нашел проект бюджета в открытом доступе – правда, с неоправданно большим трудом.

Сравнивая бюджет Набережных Челнов на 2013 год с текущим, некоторые депутаты воспринимают цифру в 5,26 млрд. рублей как увеличение бюджетного объема, другие - наоборот. В абсолютных значениях объем бюджета вырос – на 2012 год закладывалась сумма 4,6 млрд., а прогнозная цифра на 2013 год, озвученная на прошлых публичных слушаниях, предполагала 5,06 млрд. рублей. Народные избранники воспринимают сумму 5,26 млрд. рублей по-разному – как правило, точка зрения зависит от того, успел ли депутат просмотреть проект детально. Владимир Бестолков – гендиректор КБК и депутат от «Единой России», счел комментарии по бюджету преждевременными: «Пока могу сказать лишь одно – радует то, что бюджет больше прошлогоднего». Алексей Кормилицын – депутат от фракции КПРФ, экономическим показателям не радуется:

– Не бюджет – слезы. То, что он на 700 миллионов больше прошлогоднего, – это всего лишь игра цифр. Увеличение идет за счет нормативной индексации зарплат на КАМАЗе и за счет роста субвенций из республики. А если прикинуть инфляцию за год, то мы обнаружим, что бюджет стал дешевле, - отмечает он.

Субвенции из бюджета республики по сравнению с прошлым годом выросли на 359 млн. рублей: в прошлом году они составляли 871 млн., в этом определены в размере 1,23 млрд. рублей. Из них 1,19 млрд. уходят в образовательную отрасль. Образование – не просто основная статья расходов автограда, она оттягивает из общего объема 4,2 млрд. рублей или 79%. Традиционно на публичных слушаниях к этой позиции прикрепляют молодежную политику и культуру, чтобы на фоне внушительной цифры культурные проекты не казались забытыми. Фактически «молодежка» и «культура», вместе взятые, составляют от расходов на образование лишь 4%, имея при этом собственные строки в бюджете, по 55 и 123,7 млн. соответственно. Все эти цифры, по общему мнению опрошенных депутатов, отражают исключительно расходную часть на содержание дошкольных учреждений (1,7 млрд. рублей) и общеобразовательных (2,3 млрд. рублей). На качественное развитие основной финансируемой отрасли, как, впрочем, и всех остальных, не закладывается ничего. На этом симптоме особенно акцентировал внимание Кормилицын:

– Это не экономическая программа, а смета на содержание, я и в прошлом году это говорил. Мы поддерживаем скромное существование, ничего не оставляя на развитие города и отраслей.

В разделе «транспорт» адресная соцподдержка малообеспеченных семей и инвалидов ограничивается 15 млн. рублей, в блоке ЖКХ – 2 млн. рублей. Зарплата бюджетников, по словам единственного беспартийного члена депутатского корпуса Сергея Еретнова, также индексируется по нормативам, которые не отвечают ни реальным потребностям работников, ни интересам пользователей их услуг.

– В проект опять не закладываются прямые обязанности муниципалитета, – считает Еретнов. – В первую очередь это повышение зарплат бюджетников. Это люди, которым зарплату дает город, они прямо зависят от бюджета. А мы, вместо того чтобы заботиться об их интересах, строим памятники. Да, памятники тоже нужны, но есть же вопрос приоритетов. Детсадам запретили брать деньги с родителей, но и город им ничего не дает, кто же пойдет работать? Так-то никакие нормы по кадрам не выдерживаются, да и какой толк от воспитателей, работающих за пять тысяч? Вот мы пирог бюджетников и размазываем по всяким второстепенным проектам. Я считаю, надо допдоходы полностью уводить на повышение зарплат бюджетников. Полностью.

Дополнительные 350 млн. рублей на будущий год автоград уже сегодня планирует взять в кредит. По словам опрошенных газетой «БИЗНЕС Online» депутатов, кредиты для бюджета становятся для исполкома традицией. Доброй или нет – в этом вопросе мнения расходятся. Депутат-единоросс Роман Мугерман не видит в заимствованиях ничего плохого:

– В последнее время город начал практиковать займы. Разумеется, они должны быть экономически оправданы. Если мы берем кредит, значит целевой проект должен быть не только социально значим, но и интересен с точки зрения доходов города. Стоимость проекта с процентами по кредиту должна окупаться его конечным экономическим эффектом. Я не знаю, на что пойдут 350 миллионов кредита, заложенные в бюджет. Думаю, что это общая сумма займов на разные проекты. Бюджет у нас строится по статьям расходов, а движение денежных средств, в том числе кредиты, – это вопрос отдельный. Существует практика, о которой Василь Гаязович (мэр города Шайхразиев - ред.) неоднократно говорил: проще объяснить республике нужность уже готового объекта. Вот мы построили мост – профинансируйте, пожалуйста. Раз такая практика есть и раз она приветствуется в республике – значит, пусть так оно и будет.

При существующем темпе строительства новых объектов в городе – мостов, дорог, скверов, домов культуры в частных секторах – несколько странно видеть в строке «Мероприятия в области строительства, архитектуры и градостроительства» сумму 5 млн. рублей. На годовой бюджет муниципального строительства можно возвести разве что детскую площадку во дворе, как выразился Кормилицын:

– В Челнах вообще ничего не строится на муниципальные деньги. Сначала мы берем долг в банке или у республики, а потом возвращаем. Я этого не одобряю. Город платит проценты по кредитам – это грабеж горожан, на котором жиреют банки. Поэтому в проекте бюджета ничего и не планируется, хотя теперь вот заложили 350 миллионов.

– В целом философия исполкома такова – давайте наберем денег в долг, а потом кто-нибудь их оплатит, – говорит Еретнов. – Мы ведь моногород, республика не обидит. Казань тоже вся в долгах, зато строится, процесс идет. Когда в проект закладывают ничем не обеспеченные расходы, декларируется, что они будут оплачены допдоходами. Но допдоходов не будет – мы еще летом об этом говорили с председателем бюджетной комиссии Маратом Нуруллиным. Просто это недоказуемо, потому что нам доходы горожан преподносят усредненно: есть средняя зарплата в 21 тысячу рублей, и все. Мне, как депутату, эта «средняя температура по больнице» ни о чем не говорит, мы не видим картины в целом. Без конкретной дифференциации доходов: «Столько-то людей получают 10 тысяч, столько-то – 15», – никакого анализа и прогноза сделать нельзя. Но подобной статистики как не было, так и нет. В итоге для города стало сюрпризом то, что налоговая база упала. А чему удивляться? Зарплата не растет, социальный налог вывел предприятия с белого рынка, как и ожидалось, и по бюджету это серьезно ударило. Фактически он тоще прошлогоднего, просто с виду приличный за счет межбюджетных трансфертов. Проще говоря, долгов. По-моему, это ненормально. Я согласен, что дороги, построенные в долг, нужны, но мы же за все это строительство будем серьезные проценты отдавать.

В рубрике: Новости