На строительство оперного театра не хватает денег
В Нижнем Новгороде отложено на неопределенный срок строительство нового здания театра оперы и балета из‑за нехватки средств.
В бюджете Нижегородской области на 2013 год для этого культурного объекта не нашлось строчки, а федералы, запланировавшие в этом году на строительство и реконструкцию российских театров 8,5 млрд руб., участвуют только в софинансировании. Эксперты отмечают, что театр — удовольствие недешевое, стоящее около 4 млрд руб., а потому власти могли бы поискать деньги на театр и другими доступными способами.Идеи строительства нового театра или серьезной реконструкции старого здания регулярно посещают головы российских губернаторов, которые первым делом направляются с шапкой в федеральный Минфин. Но только реконструкция Большого театра в Москве подтолкнула федеральные власти к мысли создать государственный фонд, основной задачей которого станет реконструкция и развитие отечественных театров. Год назад эту идею поддержал Владимир Путин, однако фонд пока не создан.
По словам экс-министра культуры РФ Александра Авдеева, в бюджете на 2012 год было запланировано 8,5 млрд руб. на реконструкцию отечественных театров. Однако прежде всего эти деньги были предусмотрены на третью очередь Большого театра, Александринский театр, Большой драмтеатр имени Товстоногова и вторую сцену Мариинского театра. Провинциалы обычно остаются за скобками именно потому, что зачастую не могут выполнить главное условие федералов — софинансирование, так как живут в условиях весьма скудных бюджетов на развитие. Занимать на новый театр в коммерческих банках тоже готовы далеко не все территории.
Строительство в регионах новых театров, как правило, становится настоящим событием, а способы нахождения денег обрастают легендами. Например, в Астрахани о новом театре власти начали мечтать, как и в Нижнем Новгороде, — с 2006 года. Именно тогда астраханский губернатор принимал главу Минрегионразвития Германа Грефа, которого как любителя театра попотчевали местной культурой. Греф был неприятно поражен акустикой старого астраханского театра, закрытым гардеробом и, говорят, даже страшными туалетами. После этого Астрахань при содействии Минрегионразвития РФ начала строительство нового театра. Нижегородский же губернатор в том же 2006 году просил у Германа Грефа 400 млн руб. на достройку цирка, на что получил жесткий отказ: «Клоунов нам и так хватает, особенно на региональном уровне». Поэтому новую оперу Нижний Новгород все еще ждет, а в Астрахани новый театр за 4 млрд руб. открыли уже в октябре 2011 года.
«Онегина» принесли в жертву театру
Как сообщили «Бирже» в министерстве культуры Нижегородской области, концепция строительства нового здания театра оперы и балета действительно была одобрена еще в 2006 году. Инвестиционный совет при губернаторе в 2007 году предоставил министерству культуры области в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок ориентировочной площадью 16,5 тыс. кв. м, расположенный в Советском районе Нижнего Новгорода в парке им. Пушкина под строительство театра. Любители зеленых насаждений уже выражали свои протесты, однако интересно, что и астраханский театр был запланирован на территории городского парка, что тоже вызвало полемику в городском сообществе, но не изменило намерений властей.
В 2008 году на конкурсной основе была определена проектная организация на выполнение проектно-изыскательских работ по проекту строительства новой нижегородской оперы. По итогам конкурса победителем признан ГИПРОНИИ РАН (Москва), с которым был заключен государственный контракт.
Изначально к строительству театра планировалось приступить в 2008 году. По ценам того года и расчетам властей оно бы обошлось в 1 млрд руб. К слову, астраханский театр планировали построить даже менее чем за 1 млрд, однако за четыре года строительства смета выросла до 4 млрд. Стоит отметить, что в Астрахани стройка не обошлась без скандала: с первым подрядчиком заказчику пришлось расстаться, а губернатор назвал его «жуликоватым».
В начале 2012 года директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области Александр Бодриевский обозначил новую сумму строительства. По его словам, стоимость строительства нового здания театра оперы и балета составляет почти 4 млрд руб. Из них 2 млрд руб. — это затраты на строительно-монтажные работы, 2 млрд руб. — стоимость нового современного оборудования для театра.
Как отметили в региональном минкультуры, на сегодняшний день министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области осуществлены правовые процедуры по приобретению здания № 9 б по улице Белинского в государственную собственность. Уже получено свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание общей площадью 1,285 тыс. кв. м — это ресторан «Онегин». На этом движение к новой опере пока закончено.
На вкус и цвет
Фасады астраханского театра вобрали в себя элементы русской и итальянской архитектуры. Губернатор Александр Жилкин ратовал за то, чтобы храм искусства был похож «именно на храм, а не на сарай или ящик».
А вот презентация проекта новой нижегородской оперы вызвала широкий резонанс в нижегородском интернет-сообществе. Облик будущего театра подвергся критике: его современные формы сравнивали со стадионом и физкультурно-оздоровительным комплексом, «у которого на крыше теннисные корты». Однако у театрального руководства проект вызвал положительные эмоции.
По словам директора Нижегородского театра оперы и балета имени Пушкина Анны Ермаковой, существующий проект театра удачно вписывается в парк. «Проект уже проработан поэтажно и полностью нас удовлетворяет. Хоть наш новый театр и расположен на 11 этажах, но шесть из них — это этажи, уходящие под землю, — отметила Ермакова. — Все производственные цеха, парковки уйдут в глубину».
Она отметила, что «нижегородцы заслуживают хорошего театра с хорошей европейской сценой: не самой богатой, не самой роскошной, скромной, но позволяющей театру развиваться». По словам Анны Ермаковой, старое здание театра, построенное век назад, будет функционировать как репетиционная площадка и как зал для камерных спектаклей. Возможно, оно будет частично реконструировано в части театральной технологии. Однако ранее появлялась информация о том, что у театра не будет двух площадок: бывший Народный дом разделит судьбу своего соседа — старого корпуса бывшего завода «Старт», ставшего площадкой для ресторанов и магазинов.
Не самый горящий объект
Вице-губернатор Владимир Иванов заявил, что в проекте бюджета региона на 2013 год средства на строительство нового здания оперного театра в Нижнем Новгороде не заложены, и правительство Нижегородской области намерено обратиться в федеральный центр с просьбой принять участие в софинансировании строительства нового здания театра.
По словам депутата регионального парламента Владимира Буланова, область уже выделила около 300 млн руб. на выкуп объектов на месте будущего строительства и проектирование. По мнению депутата, федералы вряд ли выделят деньги на строительство нового здания театра. Он отметил, что область «слабо» работает с Федерацией последние два года. Так, например, последняя станция метро была полностью построена на областные деньги, цирк — тоже. «К сожалению, получается, что проект строительства здания театра «заморозили», — констатирует Владимир Буланов.
Эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева более оптимистична. «Помощь в принципе реальна. Есть примеры, когда федеральные власти софинансируют строительство и реконструкцию культурных объектов. И это касается не только Большого театра», — говорит она. По словам Воробьевой, наибольшие шансы получить федеральные средства у тех объектов, которые возводятся к какому-либо значимому событию.
Где взять деньги?
При этом эксперты советуют все же не опускать руки и не хоронить мечту — у регионального правительства остаются и другие инструменты по привлечению денег на строительство театра.
«Оптимальный выход — это привлечение частного капитала, если будет четкое и ясное понимание, как капитал будет возвращаться. Возможно, за право участия в финансировании данного объекта бизнес получит преференции и льготы где-то в другой деятельности», — считает начальник отдела развития клиентов Нижегородского филиала «Компании БКС» Олег Харитонов. Он считает, что театр — это имиджевый проект и для города, и для инвестора. «Участие в его строительстве — это пиар. Причем пиар высококультурный, можно сказать, классический. Так что найти участников, я думаю, вполне возможно», — уверен эксперт. При этом Олег Харитонов отмечает, что проект потребует эффективных управленческих решений: «Необходима очень тонкая и непростая работа по условиям вхождения, иначе нас как жителей города может ждать разочарование от очередной коммерциализации искусства». А вот относительно государственно-частного партнерства эксперт несколько скептичен: в России еще не отработана законодательная база, которая способствовала бы развитию проектов государственно-частного партнерства в сфере строительства объектов культуры.
Аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина отмечает, что в России культурные объекты еще не воспринимаются потенциальными инвесторами как прибыльные заведения, хотя культурный уровень населения высок, и вполне можно было бы развивать данное направление. «В таких условиях единственными источниками финансирования являются государственные средства, а также пожертвования со стороны частных лиц и благотворительных фондов. Так, например, для реконструкции Центрального дома актеров на Арбате в Москве актеры обратились за финансовой помощью к широкой публике». Она также обратила внимание на то, что в Америке и Европе театры строятся на средства благотворительных фондов, частных инвесторов, кредиты банков.Гендиректор финансовой компании «Мосунов и Партнеры» Сергей Мосунов предлагает заключать, например, договора концессии: «Главное, чтобы городу было что предложить инвестору взамен построенного театра». Также, на его взгляд, мог бы быть уместным облигационный заем. При этом эксперт подверг критике как проект театра, так и его стоимость, считая ее завышенной.
Начальник УЦ «Финам» в Нижнем Новгороде Константин Печников отмечает, что сроки окупаемости подобных проектов превышают 10 лет, а потому стоит рассмотреть привлечение благотворительных фондов и получение грантов как источников финансирования.
Екатерина Гресс, генеральный директор IDEM (International Development & Marketing), отметила, что в Нижнем Новгороде отсутствуют большие и качественные концертные залы. «Если рассматривать проект нового театра оперы и балета как многофункциональный объект одновременно пригодный и для театральных выступлений, и для музыкальных концертов, то в этом случае потенциально он может быть коммерчески интересным. Однако привлечение частных инвестиций в подобные проекты — задача сложная и требующая грамотного системного подхода», — считает эксперт.
Арт-директор проекта «Еда и Культура» Александр Курицын не видит ничего плохого в дополнительном использовании площадей театра оперы и балета. «Во многих зарубежных театрах есть кафе и рестораны, и людям это нравится, — приводит пример эксперт. — Однако говорить об этом как об основном средстве «спасения» театра вряд ли стоит. Это будет определенным источником дохода, но надо понимать, что это очень дорогой объект и окупаться он будет не один год в любом случае». По мнению Курицына, основная проблема нижегородской оперы — не старое здание. «Опера в Нижнем Новгороде — это скучно. Нужно понимать, что театр — это не только здание и труппа, это усилия многих людей, которые работают над представлением. У нас этого нет, поэтому нет и большого разнообразия», — уверен арт-директор.
А вот директор Академического театра кукол Максим Крохин отметил, что сам по себе театр вряд ли сможет стать коммерческим проектом: «Постановочные расходы в опере и балете очень велики, поэтому, так как мы не Москва, у нас существует риск, что без господдержки не окупится даже просто постановка спектакля».
Александр Шаронов. Председатель комитетапо бюджету и налогам ЗС НО
В Нижегородской области есть очень важные объекты, требующие безотлагательного финансирования из бюджета. При этом возможности областной казны на 2013 год существенно снизились ввиду решения федерального центра значительно повысить зарплаты бюджетникам.
На текущий момент неизвестна позиция федерального центра по участию в финансировании строительства нового театра, а начинать такой объект силами исключительно областного бюджета вряд ли целесообразно. Но для обращения в Москву предварительно нужно подготовить земельный участок, сделать проект объекта и подготовить его смету. Вероятность получения денег под этот проект из федерального центра в 2013 году — менее 1%.
Денис Москвин. Депутат городской думы Нижнего Новгорода
Строительство нового театра оперы и балета в Нижнем Новгороде планировали начать еще в 2008 году, но прошло уже четыре года, а воз и ныне там. Ориентировочная стоимость нового театра — около 4 млрд руб. Согласитесь, в городе достаточно инфраструктурных, социально значимых объектов, на которые можно было бы потратить эти средства. Кроме того, по итогам 2011 года средняя заполняемость действующего театра была около 40%. По моему мнению, культурную среду в городе развивать просто необходимо, но не капитальным строительством новых зданий и объектов, а реконструкцией имеющихся, и самое важное — их культурным наполнением, содержанием. Ведь люди прежде всего ходят не в театр, а на постановку.
Максим Дремин. Заместитель генерального директора ЗАО «АЛОР Инвест»
Культурные объекты в большей степени являются дотационными, т.е. коммерческая составляющая в их деятельности крайне мала, поэтому финансирование их строительства в рамках ГЧП возможно, но в основном на базе концессионных соглашений. Концессия предусматривает создание объекта на 100% за счет средств инвестора, после чего объект передается в собственность концедента (области или муниципалитета), который в свою очередь передает его в долгосрочное пользование концессионеру (инвестору). После этого объект уже сдается в аренду профильному учреждению, например, министерству культуры, которое и оплачивает его из бюджета области/муниципалитета.
Данный вид финансирования позволяет создавать дорогостоящие объекты в короткие сроки без привлечения бюджетных средств. Возврат инвестиций осуществляется в течение 7-12 лет, при этом удорожание объекта составляет в районе 8-10% годовых.
Концессионная схема сейчас становится популярной в регионах. На текущий момент реализованных проектов в области строительства объектов культуры по данной схеме нет, но это только вопрос времени, так как уже есть опыт реализации проектов по созданию спортивных, социальных и медицинских учреждений.
В рубрике: Новости